Конгресс США сделал ещё один уверенный шаг к формированию внятной регуляторной среды для цифровых активов: ведущие республиканцы Палаты представителей официально опубликовали обновлённую версию законопроекта по структуре крипторынка — Digital Asset Market Clarity Act. Новый документ, по сути, продолжает линию прежней инициативы Financial Innovation and Technology for the 21st Century Act (FIT21) и демонстрирует серьёзное намерение законодателей, наконец-то, расчистить завалы в этом бурно развивающемся, но пока местами диком и полуподпольном криптосекторе.
Авторами инициативы выступают тяжеловесы из Комитетов по финансовым услугам и сельскому хозяйству — люди, которые в этом вопросе не первый день. Их цель — без лишних разногласий передать бразды правления Комиссии по торговле товарными фьючерсами США (CFTC), чтобы та окончательно стала главным регулятором на спотовом крипторынке. По сути, речь идёт о закреплении за CFTC эксклюзивных полномочий — без двойного дна и регуляторных накладок — по надзору за цифровыми товарными активами, которые сейчас составляют основную часть всей акивности в нише.
Как отметил конгрессмен из Южной Дакоты Дасти Джонсон, возглавляющий подкомитет по цифровым активам в аграрном комитете:
Сам законопроект — увесистый томик на 236 страниц — скорее всего станет стартовой площадкой для затяжных и местами драматичных переговоров между Палатой представителей и Сенатом. Документ предлагает достаточно гибкую модель: криптоплатформы смогут регистрироваться либо в SEC, либо в CFTC — в зависимости от того, чем они торгуют (цифровыми товарами, ценными бумагами или чем-то посередине). Плюс — предусмотрены временные регистрации, своего рода регуляторные бейджи, которые позволят компаниям не стоять на паузе, пока финальные правила не обретут форму.
В законопроект также вшиты дополнительные положения, которые должны снизить административную нагрузку и устранить потенциальные перегибы регулирования. В частности:
Что касается DeFi, то закон пока не предлагает жёстких решений, откладывая конкретику до выхода совместного отчета SEC, CFTC и Минфина. Документ должен быть готов в течение года. Аналогичный мандат выдан Счетной палате США (GAO) для подготовки исследования по DeFi и NFT.
Если закон будет принят, соответствующим агентствам придётся внедрить правила Clarity Act в течение года. Это крайне сжатые сроки для столь ёмкой и технически сложной нормативки — особенно если учесть, что аналогичные положения Закона Додда-Фрэнка 2010 года до сих пор не реализованы в полном объеме.
Тем временем в Сенате ожидается продолжение горячих баталий вокруг законопроекта о стейблкоинах, который уже протиснулся через несколько процедурных рамп. Несмотря на громкие окрики со стороны отдельных демократов, указывающих на возможные тёплые связи администрации Трампа с криптоиндустрией, документ сохраняет уверенную поддержку с обеих сторон прохода — редкий случай межпартийного консенсуса в такой нервной теме.
Однако интрига сохраняется: смогут ли сенаторы состыковать свою инициативу с тем, что варится в котле Палаты представителей, или же Конгресс пойдёт в разнос, двигая параллельно два разных законопроекта? Пока ясно одно — рынок ждёт не просто регуляторного сигнала, а внятного маршрута.
Также остаётся обсуждение, следует ли объединять проекты по стейблкоинам и рыночной структуре в единый криптопакет. Дональд Трамп в своём стиле выразил желание получить оба документа на подпись до августовских каникул Конгресса, но даже самые оптимистично настроенные криптолоббисты на Капитолийском холме считают это весьма дерзкой целью.
Авторами инициативы выступают тяжеловесы из Комитетов по финансовым услугам и сельскому хозяйству — люди, которые в этом вопросе не первый день. Их цель — без лишних разногласий передать бразды правления Комиссии по торговле товарными фьючерсами США (CFTC), чтобы та окончательно стала главным регулятором на спотовом крипторынке. По сути, речь идёт о закреплении за CFTC эксклюзивных полномочий — без двойного дна и регуляторных накладок — по надзору за цифровыми товарными активами, которые сейчас составляют основную часть всей акивности в нише.
Как отметил конгрессмен из Южной Дакоты Дасти Джонсон, возглавляющий подкомитет по цифровым активам в аграрном комитете:
«Америка обязана стать мировым лидером в цифровой экономике, но без чёткого правового фреймворка мы банально буксуем на старте».
Сам законопроект — увесистый томик на 236 страниц — скорее всего станет стартовой площадкой для затяжных и местами драматичных переговоров между Палатой представителей и Сенатом. Документ предлагает достаточно гибкую модель: криптоплатформы смогут регистрироваться либо в SEC, либо в CFTC — в зависимости от того, чем они торгуют (цифровыми товарами, ценными бумагами или чем-то посередине). Плюс — предусмотрены временные регистрации, своего рода регуляторные бейджи, которые позволят компаниям не стоять на паузе, пока финальные правила не обретут форму.
В законопроект также вшиты дополнительные положения, которые должны снизить административную нагрузку и устранить потенциальные перегибы регулирования. В частности:
- Криптоплатформы приравниваются к финорганизациям в контексте Закона о банковской тайне (Bank Secrecy Act);
- Некоторые DeFi-решения и провайдеры кошельков освобождаются от надзора SEC;
- Запрещаются попытки регуляторов заставить кастодианов хранить клиентские активы на своих балансах (как это ранее пыталась внедрить SEC в рамках отвергнутой позиции по бухучёту);
- Передаются полномочия по стейблкоинам действующим регуляторам, в зависимости от юрисдикции задействованного финансового учреждения — при этом чётко прописано, что стейблкоины не являются ценными бумагами.
Что касается DeFi, то закон пока не предлагает жёстких решений, откладывая конкретику до выхода совместного отчета SEC, CFTC и Минфина. Документ должен быть готов в течение года. Аналогичный мандат выдан Счетной палате США (GAO) для подготовки исследования по DeFi и NFT.
Если закон будет принят, соответствующим агентствам придётся внедрить правила Clarity Act в течение года. Это крайне сжатые сроки для столь ёмкой и технически сложной нормативки — особенно если учесть, что аналогичные положения Закона Додда-Фрэнка 2010 года до сих пор не реализованы в полном объеме.
Тем временем в Сенате ожидается продолжение горячих баталий вокруг законопроекта о стейблкоинах, который уже протиснулся через несколько процедурных рамп. Несмотря на громкие окрики со стороны отдельных демократов, указывающих на возможные тёплые связи администрации Трампа с криптоиндустрией, документ сохраняет уверенную поддержку с обеих сторон прохода — редкий случай межпартийного консенсуса в такой нервной теме.
Однако интрига сохраняется: смогут ли сенаторы состыковать свою инициативу с тем, что варится в котле Палаты представителей, или же Конгресс пойдёт в разнос, двигая параллельно два разных законопроекта? Пока ясно одно — рынок ждёт не просто регуляторного сигнала, а внятного маршрута.
Также остаётся обсуждение, следует ли объединять проекты по стейблкоинам и рыночной структуре в единый криптопакет. Дональд Трамп в своём стиле выразил желание получить оба документа на подпись до августовских каникул Конгресса, но даже самые оптимистично настроенные криптолоббисты на Капитолийском холме считают это весьма дерзкой целью.